x

Автоматизация склада и управление складскими процессами

Какие проблемы решает автоматизация складского учета

 Авралы на складе и невозможность сделать корректный заказ.

  При комплектации заказов непонятна приоритетность заказов, тратится много времени на поиск нужных товаров, невозможно укомплектовать партию товара точно в срок. Нет актуальной информации про товарные остатки, а значит невозможно пополнить запасы.

 

 Зависимость от сотрудника склада.

  Определенный сотрудник склада знает, что где и в каком количестве находится на складе, порядок выполнения заказов. При его отсутствии/увольнении необходимо много времени для восстановления нормальной работы склада.

 

Просроченные поставки, простои, недогрузы.

  Нет системы приоритетов и управления очередью разгрузки/погрузки. А значит клиенты недовольны, низкая лояльность.

 

 

Неэффективное размещение товаров на складе.

  Постоянная нехватка места из-за невозможности рационально оценивать габариты, условия хранения, товарные остатки.

 

 

 Несоблюдение условий хранения, порча товаров, списание в убыток.

   Срывы сроков поставки, ухудшение отношений с партнерами. Автоматизированный учет на складе помогает контролировать эти процессы.

 

Остановка работы склада для проведения инвентаризации.

   Без автоматизации склада, необходимо останавливать работу склада для инвентаризации, что ведет к повышению уровня пересортиц, хищений, недостач ходовых товаров и излишков неходовых.

 

Обработка

Благодаря программному обеспечению можно учитывать все хранящиеся на складе остатки, выдавать задания для сотрудников, рассчитывать и контролировать время выполнения задачи. Задания отправляют на устройства свободных в данный момент сотрудников, после чего рабочие сразу же приступают к их выполнению.

Если поручить составление и отправку задач людям, то это займет в разы больше времени. В хранилищах могут находиться тысячи товаров, которые отличаются между собой цифрой в артикуле, цветом, несколькими миллиметрами размера, другими незначительными деталями.

В крупных компаниях перед складом могут ставиться тысячи задач ежедневно, поэтому даже промедление в секунду-две для каждой из задач может обернуться задержками в отгрузке заказов, простоями, убытками, потерей клиентов. Далеко не все заказчики готовы и хотят ждать несколько дней, пока их заказ укомплектуется. Особенно в том случае, если конкуренты могут собрать и отправить заказ в тот же день.

Незаменимый персонал

На неавтоматизированном складе самым ценным ресурсом являются люди, которые знают о расположении всех товаров. Они действительно профессионалы своего дела, так как они наизусть знают все полки с продукцией, количество в наличии и расположение товаров. Но если такой сотрудник заболеет, уволится, по любым другим причинам не сможет выйти на работу, то наступит полный хаос. Поиск нужных товаров займет в разы больше времени, а обучение сотрудника для замены может занять недели. Естественно, что можно нанять и обучить дублера, который сможет в случае необходимости заменить основного сотрудника. Но можно поступить еще грамотнее — перевести свой склад в полностью автоматизированный режим работы.

В этом случае проблема с опытными и незаменимыми сотрудниками решится сама собой. Вся информация о месторасположении товаров будет храниться в специальной программе, пользоваться алгоритмом поиска товаров на складе сможет любой владеющий минимальной компьютерной грамотностью человек. Максимум, что потребуется — это организовать краткосрочный курс обучения по работе с терминалом.

Человеческий фактор

Когда работой склада управляет конкретный человек, а не программа, то появляется риск размещения товаров так, как это удобно сотруднику. Правила товарного соседства могут нарушаться, сотрудники часто пренебрегают даже здравым смыслом. Они располагают товары так, чтобы им было удобно быстрее собрать заказ. Из-за отсутствия четкой схемы расположения продукции даже руководителю склада будет сложно найти нужный товар.

Пока на складе работает тот человек, который придумал эту схему расположения товара, то все более-менее нормально. Но его напарник может и не знать всех нюансов, поэтому есть риск отгрузки покупателю не того цвета или размера продукции, так как они очень похожи между собой внешне.

При автоматизации работы склада риск появления такой ситуации сводится к нулю. Весь товар промаркирован штрих-кодами, которые считываются сканерами. Товар на полках расположен по артикулам, сотрудник всегда может найти нужную единицу продукции по номеру полки и стеллажа, они отображаются в терминале у сотрудника.

Повышение издержек из-за остатков и просрочек

На неавтоматизированном складе контроль за сроками хранения скоропортящихся товаров возлагается исключительно на самих сотрудников и бумажную документацию. Риск появления просрочки из-за того, что о партии товара забыли или не успели продать по причине большого количества продукции, сильно растет. Чем больше размер склада, тем выше риск появления таких издержек.

В автоматизированном складе специальная программа контролирует не только наличие остатков, но и срок хранения продукции. Поэтому перед завершением граничного срока хранения программа подает уведомления о том, что нужно срочно реализовывать продукцию.

Преимущества внедрения системы автоматизации работы склада

Указанные выше недостатки — это только часть тех проблем, с которыми приходится сталкиваться на неавтоматизированном складе. Конкуренты, внедрившие автоматизацию, будут на шаг впереди вас. Учет всех хранящихся на складе товаров — это далеко не единственное преимущество автоматизированного склада. Есть и другие достоинства:

  • Комплектация заказов.

  • Прием продукции от поставщиков, мгновенное отображение поступившего на склад товара в системе.

  • Прием возвратов товара от клиентов, отображение причин возврата в системе (например, неправильная комплектация, пересорт, плохое качество).

  • Оптимизация места — благодаря правильному размещению продукции с учетом веса, габаритов, востребованности, комплектации и другими характеристиками можно сэкономить свободное место на складе.

Благодаря автоматизации можно улучшить практически все бизнес-процессы. К ним относят:

  • Упаковку и распаковку товаров.

  • Загрузку продукции на паллеты.

  • Движение товаров между зонами.

  • Взвешивание.

  • Проверку сроков годности и качества.

Например, водитель погрузчика должен снять упаковку с продукцией со склада с заморозкой, так как уже поступили заказы на упаковки с замороженными овощами от нескольких покупателей. Задача поступила водителю потому, что пришли заказы, а в холодильниках нет нужной продукции.

Соответствующее задание получено водителем и отобразилось у него на терминале. Задачу отправили свободным на данный момент водителям, поэтому один из них сразу же взял ее в работу. Через несколько минут задача была выполнена, свободные упаковщики автоматически получили сообщения о доступности упаковок с овощами в холодильниках. Они за 10-15 минут укомплектовали заказы, отправив их заказчикам.

Для склада без автоматизации эта процедура заняла бы гораздо больше времени. Сначала потребовалось бы в ручном режиме найти свободных водителей, потом проконтролировать выполнение задачи. Далее нужно найти свободных упаковщиков, дать задание, потом снова проконтролировать работу. Для всего этого потребовался бы дополнительный менеджер, а так его работу выполняет автоматическая программа. Она учитывает потраченное на выполнение каждой задачи время, отчет о проделанной каждым сотрудником работе отправляется на монитор старшего смены.

Благодаря системе автоматизации можно свести к минимуму:

  • Ошибки персонала.

  • Мошенничество.

  • Простои и нежелание сотрудников работать в должном темпе.

  • Списание товаров по причине завершения сроков годности.

  • Беспорядок на полках.

Очень много времени можно сэкономить благодаря тому, что не потребуется постоянно искать руководителя для получения заданий. Все необходимые задачи каждый сотрудник увидит на своем терминале, после получения задания сразу же начнется контроль за временем ее выполнения. Накладные не потребуются, можно сэкономить на бумаге и затратах на распечатку.

Руководство всегда будет в курсе количества остатков на складе, более того — отобразится информация о полке, стеллаже, граничном сроке реализации продукции. Будет доступно определение местонахождения товара не только по номеру полки, прохода и ячейки, но и по координатам в трехмерном измерении.

Функция непрерывной инвентаризации

Это незаменимая функция для непрерывного мониторинга за остатками товаров на складе. Можно не только видеть количество товара, но и вносить коррективы. Например, комплектовщик получает задачу взять пять пачек кофе со стеллажа в одном складе, после чего перейти в другое крыло, где взять еще 2 пачки такого же кофе. Но уже на первом стеллаже он обнаруживает 20 пачек кофе, поэтому идти в другое крыло нет необходимости. Упаковщик комплектует заказ, после чего вносит коррективы в программу учета остатков. Другие комплектовщики могут пользоваться обновленной информацией, а отдел контроля получает сигнал об ошибке в программе учета.